Рак – черная Вата
Рак – это одновременно и смерч Ваты, разрушающий все функции и структуры организма, и бушующий лесной пожар Питты, пожирающий все дхату, и мощный прилив Капхи, наводняющий их ядовитой амой.
Доши, в мирное время предохраняющие тело, разрушают его, когда власть над ними получает болезнь.
Роберт Свобода. «Пракрити»
Рак – это злокачественная опухоль, развивающаяся из покровной (эпителиальной) ткани. Рак может развиться во всех органах и тканях, где имеются эпителиальные клетки, то есть на коже, на слизистых оболочках, в пищеводе, легких, желудочно-кишечном тракте, мочеполовых органах и др. То есть не все злокачественные образования есть рак, но для удобства восприятия мы будем использовать слово «рак» для всех злокачественных опухолей.
Причины рака многообразны. В их числе – загрязнение окружающей среды, употребление в пищу продуктов, лишенных Праны, малоподвижный образ жизни, гормональный дисбаланс, накопление в орагнизме амы из-за нарушения выведения продуктов метаболизма. Запоры сами по себе изначально могут быть причиной рака, так как способствуют накоплению амы, которая является благодатной почвой для возникновения злокачественных новообразований. На ментальном уровне появление раковой опухоли вызывают эмоциональный застой, отсутствие духовных устремлений. Человек просто перестает ощущать себя «солью земли», теряет свою значимость для себя и окружающих.
Также рак появляется тогда, когда человек проходит через физический или психический опыт, который его личность совершенно не в состоянии переварить, не может перенести ни при каких обстоятельствах. Не желая смотреть в лицо реальности, эго человека замыкается в себе и уже одним этим поступком наделяет неперевариваемый опыт некой чужеродной сущностью. Подыскав патологическую, бунтующую клетку, в которой оно сможет жить, эта сущность или паразит становится захватчиком здоровых органов и тканей…
В Аюрведе рак рассматривается как болезнь, которая обычно связана со всеми тремя дошами, хотя и начинается с преобладания одной из них. Вата делает раковые клетки аномальными и заставляет их быстро размножаться, Капха способствует бесконтрольному увеличению клеточной массы, а Питта лишает пищи другие ткани, чтобы кормить захватчика. Пищеварительный огонь и другие виды агни при этом резко ослабляются, что приводит к накоплению в организме токсичных веществ.
Рак Вата-типа сопровождается такими эмоциональными проявлениями, как страх, тревога, депрессия, бессонница. Опухоли сухие и твердые, разнообразные по своему виду. Кожа приобретает сероватый, коричневатый или смуглый оттенок. Наблюдаются вздутие живота, запоры и другие симптомы высокой Ваты. Нарушением равновесия Ваты часто бывает обусловлен рак толстой кишки.
Раку Питта-типа сопутствуют гневливость, раздражительность, обидчивость или ненависть. Характерны воспаление или инфицирование опухолей, кровотечения, ощущение жжения. К раку Питта-типа относится большинство раковых заболеваний кожи, глаз и печени.
При раке Капха-типа отмечаются утомляемость, сонливость, застой, усиленное слюноотделение. Обычно вначале возникают доброкачественные опухоли, которые со временем перерождаются в злокачественные. Если рак обнаружен на ранней стадии, эффективно хирургическое вмешательство. Рак легких или груди нередко связан именно с Капхой.
Нет единой терапии для рака. Аюрведический подход заключается в ослаблении силы болезни и в одновременной перестройке иммунных способностей человека, чтобы укрепить противоопухолевый иммунитет человека. Но какой бы ни была терапия, существенную роль в ней будут играть укрепление дхату и омоложение организма.
Поэтому при раке действия направлены на:
- Укрепление как специфического противоопухолевого, так и неспецифического, общего иммунитета.
- Приведение в равновесие дош, чтобы укрепить больного и ослабить болезнь.
- Очистительные процедуры (промасливание, микроклизмы и пр.).
- Устранение эмоциональной причины состояния.
- Целесообразное удаление опухоли хирургическим путем, разумное применение химио– и лучевой терапии, использование цитотоксических трав прямого воздействия на опухоль.
Обязательные травы, используемые для лечения рака, можно разделить на семь категорий.
- Травы, улучшающие обмен веществ и очищающие кровь: татарник, одуванчик, лопух, сассапариль, бузина, барбарис, горечавка, ним, катука, аир, черный и красный перец, чистотел, девясил, клевер, дурнишник, кошачий коготь, ряска, полынь, подмаренник, календула, пау-д-арко и пр. Зачастую они одновременно являются иммуномодуляторами. Эти травы желательно использовать с детоксицирующей диетой и применением гепатопротекторов. Они помогают при раке Питта– и Капха-типа.
- Травы, которые стимулируют кровообращение, устраняют застойные явления, уменьшают различные скопления в организме: куркума, шафран, сафлор, мирра, манжишта, гуггул и дягиль. Эти травы помогают при раке груди, матки, печени и поджелудочной железы; некоторые из них воздействуют на все три доши.
- Травы, укрепляющие иммунную систему: ашваганда, шатавари, гудучи, бала, мумие, атмагупта, мусали, череда, астрагал, дягиль, окопник, купена, очиток, алоэ, а также целебные грибы: кордицепс, шиитаке, рейши, майтаке, агарик бразильский (препарат «Неостат»). Тоники для иммунитета особенно рекомендуются при упадке сил, что обычно связано с Ватой, а также для поддержания сил пациента во время и после интенсивного лечения. Желательно избегать необоснованного назначения растений с высокими стимулирующими свойствами (алое, очиток).
- Специальные детоксицирующие и удаляющие мокроту травы: солодка, фукус, ламинария, караген, бхаллатак, рябчик, коровяк, просвирник (мальва), лишайники цетрария и пармелия. Лишайники имеют в своем составе йод, что делает их незаменимыми в лечении опухолей щитовидной железы. Дело в том, что если имеется заболевание щитовидной железы, сопровождающееся снижением ее функции (например, аутоиммунный тиреоидит), то у больного появляется склонность к запору. В последнее время была доказана роль йода в качестве средства, защищающего от рака молочные железы, матку, яичники, щитовидную железу и желудок. В Аюрведе эти травы используются в основном для лечения рака Вата– или Капха-типов.
- Цитостатики: борец, болиголов пятнистый, вех ядовитый, мухомор красный, прострел луговой, кирказон, морозник, княжник охотский, окопник, барвинок малый, безвременник. Издавна во избежание передозировок и несоблюдения технологий все рецепты на основе сильных ядов держались в стогом секрете и передавались только самым способным и дисциплинированным ученикам.
- Травы, восполняющие организм полезными веществами: кремний – хвощ полевой, спорыш, медуница, ряска (рак легкого); кальций и фосфор – одуванчик, окопник, смородина, шиповник (рак костей, метастазы в кости); йод: дурнишник (рак легкого) и т. д.
- Антиоксиданты, противодействующие повреждению клеточных мембран: масло виноградной косточки, экстракт зеленого чая, экстракт красного вина (резвератрол), бузина черная, зюзник, донник лекарственный, лабазник, мелисса, подорожник, солодка, череда, шлемник байкальский, черноголовка обыкновенная. Из индийских препаратов яркими антиоксидантными свойствами обладает «Махариши амрит калаш» (МАК). МАК бывает двух видов. Паста, называемая MAK-4, состоит из тридцати восьми растений, и таблетки, MAK-5, содержат тринадцать растений.
При назначении трав следует учитывать несколько принципов
Принцип максимальной специфичности диктует необходимость назначения больному именно тех трав, которые способны подействовать на тот орган, где локализована опухоль. Так, например, есть прямой резон назначить дурнишник обыкновенный больному раком щитовидной железы, а чистотел – при опухоли прямой кишки.
Принцип смягчения острых углов призывает нас к одновременному (с ядами) назначению трав, защищающих страдающие органы. Так, совместно с борцом неплохо назначать боярышник и мяту, а с мухомором – бессмертник и календулу.
Принцип горки. Этот приницип необходим при назначении ядовитых трав. Горки бывают разные, но смысл их сводится к одному и тому же: постепенному нарастанию и такому же постепенному снижению дозы.
Категорически противопоказаны мясные продукты , молочные продукты следует ограничить. Пока у пациента есть силы, в питании должны преобладать фрукты, сырые овощи и соки, листовая зелень, сельдерей, кинза, проращенные зерна. Для поддержания пищеварительного огня эти овощи, холодные по своей природе, следует уравновешивать добавлением специй, например имбиря, асафетиды и чеснока.
Приветствуется ношение голубого сапфира, оправленного в золото, применяются алмаз, желтый сапфир и желтый топаз. Рубин, гранат и красный коралл помогают восстановить кровообращение и устранить застойные явления, способствующие образованию опухолей. Изумруд и хризолит повышают уровень Праны в организме, уменьшают боль.
Необходимо поддержание «бойцовского настроя». Уныние и «черная желчь» меланхолии быстро могут свести в могилу. Но боец против рака должен быть не агрессивен, а гибок, дисциплинирован и целеустермлен.
Обязательны духовные практики в конфессии пациента. Хорошо помогает при раке мантра-терапия. Мантра «Ом» способствует раскрытию ауры и очищению психической сферы. «Рам» – лучшая мантра для защиты, способствующая нисхождению божественной целительной силы. Мантра «Хум» помогает устранить влияние негативных энергий. Большое значение для увеличения позитивной жизненной силы имеют дыхательные практики.
Хотя в классической Аюрведе целебные грибы не особо чествуются, но, пользуясь моим любимым принципом «деша-кала-патра», я всегда ввожу их в схемы лечения. Но грибы при этом должны быть собраны в чистых местах! Научное исследование лекарственных грибов началось недавно – лет пятьдесят – шестьдесят назад. Сегодня уже доказано, что они имеют противоопухолевые свойства: одни – слабые, другие – посильнее, третьи обладают противораковыми свойствами настолько выраженными, что мировые фармацевтические корпорации изготавливают из них лекарства против опухолей. В частности, в Японии 30 % всех лекарственных препаратов для лечения онкологических заболеваний – это препараты на основе целебных грибов. Лекарственные грибы включены правительством Японии в программу «Здоровье нации», как способствующие укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни людей.
Закончить эту главу хочу также словами Роберта Свободы: «Нет единой терапии рака и увядания. Аюрведический подход к обоим заключается в ослаблении силы болезни и в одновременной перестройке иммунных способностей человека, чтобы создать климат, в котором лечить болезнь сможет сама Природа».